К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете. Вступление.
О днако эти устоявшиеся принципы презентирования Интернета имели своим следствием неадекватность образа Интернета в массовом сознании реальному положению дел. Новички в Сети, как правило, имеющие хотя бы общее представление об информационной составляющей Интернета, часто оказываются абсолютно неготовыми к столкновению с его социальной составляющей. Человек, зашедший на безжизненный склад, неожиданно обнаруживает, что попал в густонаселенную страну, причем о том, что это за страна, и как себя в ней вести, он не имеет ни малейшего представления. Подобная неподготовленность совершенно понятна - осмысление процессов человеческого взаимодействия в Сети представителями социальных наук (философами, социологами, психологами) в России находится еще даже не в стадии первичного осмысления, а, пожалуй, в стадии возникновения интереса к этой проблеме. Средства массовой информации если и уделяют внимание виртуальному социуму, то большей частью ограничиваются наиболее экзотичными, «жареными» формами взаимодействия вроде «виртуального секса», причем эти формы подаются не как социальное явление, требующее осмысления, а как курьез.
Ч еловеческая деятельность в Сети в значительно степени социальна и часто неразрывно связана с межличностной коммуникацией. Изначальная социальность русского интернета проявляется, например, в том, что «обезличенность» ресурсов в Интернет скорее исключение, чем правило. Широкое распространение в Сети получил такой вид ресурсов, как «домашние страницы», которые представляют собой не что иное, как специфичную сетевую форму самопрезентации человека. Почти на любом сайте есть раздел «Авторы», призванный «оличить» тот или иной ресурс. И это не просто формальное упоминание о создателях, даже самые востребованные, посещаемые и информационно насыщенные ресурсы в русском интернете неразрывно связанны с личностью. Невозможно представить, к примеру, «Библиотеку Мошкова», которая является своеобразной «Ленинкой русского Интернета» в отрыве от ее создателя - Максима Мошкова. О днако социальность Интернета отнюдь не ограничивается персонализацией ресурсов. Почти все ресурсы русского интернета в той или иной степени коммуникативно насыщены. Во-первых, пользователям ресурсов практически всегда предоставляется возможность связаться с создателями через e-mail, указывать который стало практически обязательным. На обратную связь с пользователями направлены и сопровождающие почти каждый сайт «гостевые книги», где каждый желающий может оставить свои впечатления о сайте. Причем обычно связь двусторонняя, предусматривающая публичные же ответы создателей сайта. Если ресурс пользуется популярностью, гостевая книга перерастает в так называемый «форум», то есть конференцию. На наиболее популярных ресурсах в последнее время создаются чаты. Таким образом, мы можем констатировать, что даже ресурсы, не имеющие прямого отношения к общению (а именно о них и шла речь), эволюционируют в сторону все большей коммуникативности.
В прочем, перечислять формы общения - дело неблагодарное, так как достаточно часто появляются новые. Но типов сетевой коммуникации в русском интернете не так много. На мой взгляд, типология получивших широкое распространение в русском интернете виртуальных межличностных коммуникаций (я не рассматриваю в данном случае однонаправленную коммуникацию - объявления, рекламу, отзывы и т.п.) следующая. Диалоговая коммуникация, off-line и on-line (электронная почта, ICQ) Полилоговая коммуникация, off-line и on-line (конференции, чаты) В озвращаясь к социальности русского интернета, считаем необходимым отметить, что еще в период становления «рунета» одновременно с созданием информационных ресурсов, для которых коммуникативность являлась важной, но все-таки второстепенной функцией, появились интернет-ресурсы, ориентированные исключительно на общение, своеобразные «территории чистой коммуникации». Сначала это были многочисленные телеконференции, потом к ним добавились IRC, позже - веб-чаты. Необходимо отметить такую тенденцию, как прогрессирующую универсальность коммуникативных ресурсов. К примеру, для некоторых веб-чатов это название уже весьма условно, так как они предлагают своим пользователям едва ли не все возможные формы общения.Е стественно, о ситуации «человек в виртуальном социуме» можно говорить только применительно к полилогичным формам общения, прежде всего конференциям и чатам. Между этим двумя формами общения сложилась своеобразная специализация. Отсутствие режима «реального времени» и ограничений на объем сообщения делает конференции более удобным для обсуждения тех или иных проблем, как правило, они представляют собой тематические дискуссии. Чаты же, даже при декларировании тематики общения очень редко остаются тематическими, общение в режиме реального времени делает глубокомысленные беседы проблематичными. Обычно общение в чатах производит впечатление фатичного (свободного, бесцельного общения, в котором обмен высказываниями осуществляется единственно для поддержания контакта). Впрочем, специфика коммуникаций в чате достаточно подробно рассмотрена в нашей работе «Карнавальная составляющая коммуникативного феномена чатов». О днако применительно к виртуальности говорить о ситуации «человек в социуме» не совсем корректно. Многочисленные исследователи (Kelly, Reid, Белинская, Жичкина) отмечают, что в виртуальных социумах людей как таковых нет, скорее следует говорить о виртуальных образах, созданных реальными людьми. В силу изначальной анонимности и невидимости, являющихся следствием отсутствия визуального ряда в сетевых коммуникациях человек обычно творит себе виртуальный образ сообразно своим желаниям и возможностям. В силу специфичности человеческой деятельности в полилогичных «онлайновых» коммуникативных ресурсах Сети и «отличности» «инаковости» подобных коммуникаций от общения в «реале», деятельность человека в чатах часто приобретает «бытийный» характер. Виртуальный мир чата становится для пользователя «иначе организованной реальностью», своеобразным «миром наизнанку», который, тем не менее, столь же реален, как и мир по другую сторону монитора. Подобно средневековому карнавалу в его интерпретации М.Бахтиным, чат - это «сама жизнь, но оформленная особым игровым образом». Подобное игровое оформление мира и создает в сетевых социумах своеобразный стиль общения, которое мы в работе «Карнавальная составляющая коммуникативного феномена чатов» определили как «карнавальный», который характеризуется «отрицанием реальной жизни, реальных статусов, общепринятых норм общения, да и, в определенной мере, просто реальных людей. Это игра условностей и условных персонажей». «Карнавальное» общение базируется на разнообразнейших мистификациях, театральности, инсценировании реальных и нереальных ситуаций, ироничности и юморе, оно почти предельно насыщено шутками, остротами, каламбурами, игрой словами. О днако карнавальным стилем общения виртуальные коммуникации не исчерпываются. В «карнавальном» мире живут и действуют виртуальные образы, однако за каждым образом стоит реальный человек. Рано или поздно, но каждый «виртуальщик» старается пробиться к реальному человеку, стоящему за заинтересовавшим его виртуальным персонажем. Подобный стиль общения - «общение в виртуале со сброшенными масками» мы обозначаем как «доверительное». С разу оговоримся, что «доверительное» общение не обязательно возникает как следующий за «карнавальным» этап общения. Этот стиль может быть принят собеседниками при общении изначально, минуя «карнавальную» стадию, особенно если знакомство состоялось не в виртуальном социуме. На наш взгляд, этот стиль виртуальной коммуникации пользуется значительно меньшим вниманием исследователей, нежели «карнавальный». Попробуем в меру своих сил восполнить этот пробел.
С етевой этикет или «нетикет» в России находится еще в стадии формирования, однако уже существуют общепринятые нормы поведения в виртуальном социуме. По одной из этих норм, публично задавать вопросы о возрасте, подлинном имени и т.п. собеседника считается как минимум неделикатным - каждый сообщает о себе столько, сколько считает нужным, а подобные вопросы требуют приватности. Если желание перевести общение на другой уровень обоюдно, люди, как правило, переходят на общение по электронной почте или через «аську» (ICQ). Этот процесс настолько распространен в Сети, что часто в виртуальных социумах, специализирующихся на общении, изначально заложена возможность приватной беседы без перехода на другой ресурс. В чатах, к примеру, обычно приняты такие приватные формы коммуникации как «шепот» (возможность при общем разговоре отправлять любому из присутствующих реплики, невидимые для остальных) и «приват» (возможность перейти в диалоговый чат «на двоих»). И з противопоставления в сознании «виртуальщиков» карнавального и доверительного общения вытекает и вторая особенность доверительного общения. Для большинства «виртуалов» переход от публичного общения к приватному накладывает на собеседников определенные обязательства. Н асколько в публичных коммуникациях распространенны мистификации, розыгрыши, провокации и т.п., настолько в приватном общении ложь «вне закона». Образно говоря, приват - это «внекарнавальная зона», зона правды, зона взаимного доверия. Там позволительно не ответить на вопрос, но не солгать. Е стественно, мы не абсолютизируем эти два принципа, а говорим только об общей тенденции. Иногда переход к доверительному общению случается и в «открытом эфире» (особенно при малом числе участников коммуникации), бывает, что собеседники «карнавалят» в «аське» или по электронной почте (особенно, если знакомство состоялось посредством этих форм коммуникаций). Аналогичным образом обязательная правдивость в привате нигде не декларирована и не всегда осознана. Начинающие пользователи виртуальных коммуникаций, не усвоившие еще социальные нормы Сети, частенько пытаются продолжить "карнавальное" общение и в привате, и только болезненная реакция собеседников проясняет для них нежелательность подобного поведения. П омимо закрытости пары собеседников от остальных и их открытости друг другу, доверительное общение обладает еще одной особенностью - повышенной, по сравнению с обычными социальными контактами эмоциональной насыщенностью. Очень часто и очень быстро между собеседниками возникают близкие отношения, часто переходящие во взаимную приязнь, дружбу, если собеседники одного пола, а между мужчиной и женщиной они часто приобретают более интимную форму, которая в Сети именуется «виртуальный роман». И эта особенность "доверительного" общения прекрасно осознается большинством "виртуалов". Т ермин "сидеть с Имярек в привате" имеет в сознании обитателей виртуальных социумов ярко выраженную эротическую окраску. Готовность перейти на приватную форму общения означает нечто большее, нежели просто согласие пообщаться наедине, по сути, это означает согласие попробовать перевести отношения на качественно иной, более близкий уровень, не случайно в виртуальных социумах появилось устойчивое выражение "затащить девчонку в приват" (хорошо еще, не спрашивают: "Ну и как она в привате?»). Д ля иллюстрации подобного отношения виртуальных собеседников к приватному общению можно привести выдержки из наблюдений одного известного «публициста виртуальных социумов» Ю. Милеева, более известного под ником "Штиллер", посвященные одной из форм приватного общения. |
« ICQ (аська). Совершенно ужасное приспособление, придуманное компанией "Мирабилис". Я уверен, что последнее, о чем думали его создатели, это о виртуальном флирте. Не знаю, как используется аська в других странах, но в России "тетя Ася" не отбеливатель рекомендует. Это сваха. Обычная сваха. Есть даже сайт пользователей ICQ. Там есть фотографии, краткие резюме, пожелания. Лично я не нашел там никаких различий с www.fortune.ru (сайт для виртуальных знакомств).... Самые недоступные персонажи в чате становятся "милыми и нежными кошечками и котиками" (тьфу) в аське. Доступ в авторизации почти означает, что до постели рукой подать. Совершенно определенный возглас "о-о" после каждого сообщения мне напоминает знаменитый американский "упс". Слюни стекают прямо с экрана. ... Несутся по каналам связи обнаженные "модели" и "сексуальные гиганты". В открытом режиме такие фотографии вызывают ухмылку или вообще ничего, кроме оценки умственных возможностей разместившего ее, не вызывает. Но ощущение тайны. Которое неизбежно возникает при таком виде общения. Оно все ставит с ног на голову. Результат - эрекция у мальчиков и возбуждение у девушек». |
Виртуальные романы
Е сли "виртуальная дружба", по сути, мало чем отличается от приязненных отношений в реальной жизни, то "виртуальная любовь" - более самобытное и интересное явление, не случайно "виртуальные романы" вызывают пристальный интерес и у журналистов, и у самих "виртуалов". Редкая сетевая конференция со свободно задаваемыми темами для обсуждения обходится без дебатов по поводу этого явления. На наш взгляд, одна из причин столь пристального внимания - это то, что, наряду с интернет-зависимостью, "виртуальные романы", достаточно сильно отличающиеся от реальных, обычно вызывают состояние тревожности - интуитивное понимание "инаковости", "отличность" переживаемого состояния от знакомых и уже испытанных чувств вызывают непонимание ("Что же со мной происходит?") и, как следствие, тревожность.М ы не возьмем на себя смелость определять природу этого чувства - любовь ли это, влюбленность, страсть, разнополая дружба или что иное. Мы можем только определить его некоторые характеристики, демонстрирующие «отличность» виртуальных романов от реальных. В о-первых, концентрированность, спрессованность во времени этого чувства. Как правило, виртуальный роман развивается очень быстро, то, на что в реальности уходят месяцы, в Сети укладывается в дни. Однако и заканчиваются такие романы весьма скоротечно. В чисто «виртуальном» виде, без встреч в реальности, виртуальный роман редко продолжается более полугода. «Концентрированность» сказывается не только на динамике романов, но и на характере этого чувства. Чаще всего виртуальный роман - это состояние крайнего эмоционального возбуждения, граничащего с эйфорией. В качестве примера приведу несколько самоописаний таких романов. |
«Боже, мы понимали друг друга с полуслова, казалось, будто мы знакомы 1000 лет. Мы говорили с ним обо всем и наши мысли, вкусы, взгляды на жизнь просто поразительно совпадали. Никогда не забуду, как он разложил все мои страхи по полочкам и угадал все мои мечты. Короче, что я рассказываю???- у тебя, наверняка, была такая же идиллия. Так вот, когда я начала понимать, что крыша моя медленно, но верно покидает свое законное место, я вдруг узнаю, что ему 16 лет. :-) У меня легкий шок! Я не могла поверить, что 16-летний парень может писать ТАКИЕ письма.. ... Когда я прочла его стихи и прослушала одну песенку, я вообще выпала в осадок. 16 лет????? Тогда я, наверно, нахожусь в младшем школьном возрасте. Короче, долго я держалась (не хотела растлевать несовершеннолетних), но когда я прочла очередное письмо - я просто разревелась... поверь, я человек совсем не плаксивый. Плачу, только когда лук режу, а тут такое из-за какого-то письма... В общем, выслушала я мамин диагноз - "дура" :-), и настрочила ему 1 строчку "Я тебя люблю". Ну после этого и "пошла вода в хату"! Его реакция оказалась просто ошеломляющей! Мы писали друг другу по 2 раза в день, перезванивались, обменивались фотками. Хотя, знаешь, мне было параллельно, как он выглядит. Хоть Квазимодо-звонарь - я втрескалась по самые уши .:-) Я слушала те слова, которые всегда хотела услышать, мне писали просто офигенные стихи. Да плюс к этому - еще и реагировали на каждую мою мысль объективно и с искренним интересом. Эти письма наркотиком стали. Если вдруг письмо не приходило - я просто задыхаться начинала». |
А втор не располагает данными прямых опросов о распространенности этого явления, однако косвенные источники высвечивают весьма любопытную картину. На многих чатах имеется возможность обсуждения различных тем в режиме конференций. Тема «виртуальных романов» является одной из самых распространенных. Контент-анализ сообщений в такой дискуссии дает следующие результаты - порядка 60% респондентов прямо признаются, что переживали виртуальные романы, порядка 35%, декларируя свое отношение к этому явлению, умалчивают о своем личном опыте (не забывайте, что обсуждение происходит публично) и только порядка 5% утверждают, что понятие виртуального романа им незнакомо.
В опрос, конечно же, риторический, на мой взгляд, истинность виртуальных чувств не подлежит сомнению, однако показательно отмеченная в нем специфичность виртуального общения. М ежду тем вопрос, поставленный мною выше - как объяснить эмоциональную насыщенность «доверительной» формы виртуального общения пока остается без ответа. В самом деле, общекультурная «эмоциональная бедность» действительно имеет место быть, однако что мешает ликвидировать ее в реальной жизни? Почему эмоциональная близость часто возникает именно в виртуале, причем не только у одиноких и несчастливых в реальной жизни людей? Н а мой взгляд, дело именно в отмеченной выше специфичности виртуального общения. Можно выделить несколько факторов, способствующих, а иногда и прямо провоцирующих возникновение эмоциональной близости и привязанности. И сследования социальных психологов установили, что существуют две детерминанты, обуславливающие возникновение первоначального влечения к человеку. П ервая - это «близость функциональной дистанции». То есть приязнь возникает между людьми, которые живут, учатся или работают неподалеку и часто сталкиваются в повседневной жизни. Как это не тривиально, но социологами установлено, что романтические поиски любви на краю света имеют очень мало общего с реальностью. Н а первый взгляд, это скорее аргумент «против» виртуальных контактов, ведь не секрет, что виртуальные социумы состоят из людей, разбросанных по всему земному шару. Однако на самом деле обычно «виртуалы» встречаются со своими виртуальными друзьями много чаще, чем с друзьями реальными. Очень часто (особенно в начальный период) эти встречи происходят едва ли не каждый день и чаще, чем с «виртуальными знакомыми» общаются только с самыми близкими людьми. З десь надо сделать очень важную пометку - если виртуальный социум и напоминает коммунальную квартиру, обитатели которой сталкиваются между собой ежедневно, то это очень многонаселенная квартира. Фактически у человека, влившегося в виртуальный социум, количество социальных контактов увеличивается на порядок. Его коммуникативные возможности расширяются почти беспредельно, каждый день приносит несколько новых знакомств. В реальной же жизни круг возможных знакомств весьма и весьма ограничен, особенно при устоявшемся стиле жизни. В торое обязательное условие возникновения расположения и взаимной приязни - это физическая привлекательность. Как показали исследования Элайн Хатфельд, для возникновения влечения между незнакомыми ранее людьми только одна вещь действительно имела значение на начальном этапе - физическая привлекательность. Чем привлекательнее человек, том больше он вам нравится и тем более вы склонны продолжить знакомство, причем этот принцип характерен как для мужчин, так и для женщин. По сути, физическая привлекательность служит критерием первичного отбора, на подсознательном уровне выбраковывая неинтересные для нас экземпляры еще до знакомства, и впоследствии мы идем на контакт и тем более закрепляем его только с теми, кто прошел через это «первичное сито». П онятно, что в виртуальности первичный отбор по этому критерию просто не существует. Вследствие изначальной невидимости собеседников внешность человека в период знакомства не имеет никакого значения. Но так как свято место пусто не бывает, в виртуальности визуальный принцип отбора заменен принципом, который в реальной жизни детерминирует не начальное, а дальнейшее развитие отношений и определяет, станет ли знакомство дружбой. Имеется в виду сходство установок, убеждений и ценностей. Если они подобны нашим, то велика вероятность возникновения не только взаимного расположения, но и эмоциональной близости. Часто «прилюдное» общение в виртуальном социуме служит возможностью выделить из общей массы интересных вам (только не внешне, а внутренне) людей и перейти к более близкому знакомству. T аким образом, в реальности для того, чтобы мы перешли к оценке человека как такового, его личности он должен удовлетворить двум условиям - находится в непосредственной близости от нас и часто с нами контактировать и быть для нас физически привлекательным. Надо ли говорить, сколько духовно близких нам людей остаются вне нашего внимания, и насколько увеличивается возможность знакомства с потенциально близким человеком в виртуальности?
Н о сначала - об одном весьма показательном эксперименте, проведенном Кеннетом Джергеном, Мэри Джерген и Уильямом Бартоном в далеком 1973 г., когда ни о какой виртуальности человечество и не подозревало. Они пригласили 8 незнакомых человек разного пола провести час в абсолютно темной комнате. Участникам эксперимента было заявлено, что нет никаких правил, регулирующих их поведение по отношению к другим. По истечении часа участников поодиночке выведут из комнаты и никакой возможности встретится в будущем у них не будет. Одновременно была набрана еще одна, контрольная группа, участники которой находились не в темной, а в освещенной комнате. Участники контрольной группы просто сидели и беседовали. Но в экспериментальной группе возникло стремление к интимности и нежности. Они меньше разговаривали, но больше говорили «о самом главном». 90% участников намеренно прикасались к кому-нибудь, 50% обнимали соседей. Не понравилась анонимность очень немногим, большинство были очень довольны и предлагали повторить эксперимент бесплатно. Б есплатно... Знали бы участники и устроители эксперимента, что вскоре люди сами будут платить деньги за подобное времяпрепровождение. А если серьезно, то экспериментаторами ненамеренно с большой степенью приближения был смоделирована ситуация виртуального социума. По сути, мне остается только прокомментировать условия эксперимента, которые спровоцировали подобное поведение В о-первых, и на это абсолютно правильно указывали исследователи, это анонимность. Даже покинув «открытый эфир» виртуальности, где анонимность культивируется и человек чаще всего обозначен только ником, и, назвавшись в «приватности» своим реальным именем, человек остается не более чем образом, «бликами на экране монитора». От реального человека остаются только мысли, эмоции и т.п. в меру способностей переданные в письменном виде. Причем анонимность не следует понимать исключительно как отсутствие ответственности (хотя это присутствует, но об этом ниже). В силу того, что человек представлен исключительно через тексты и, по сути, отожествлен с ним, его собеседник не имеет о нем никакой информации, даже первичной, считываемой при визуальном контакте - пол, возраст, социальное положение и т.п. Кроме того, при знакомствах в реальности довольно часто определенную информацию о человеке мы получаем еще до знакомства. В виртуальном же социуме абсолютное большинство знакомств - это случайные знакомства. Поэтому каждый встреченный человек в Сети - это изначально ТАЙНА, ЗАГАДКА. Непонятное же всегда притягивает, загадка требует отгадки, такова человеческая природа. К ак мы уже отмечали, весьма значимо и такое следствие анонимности, как отсутствие ответственности. Одна единственная возможность в любой момент прервать связь и навсегда исчезнуть в не имеющей границ Сети позволяет себя вести несколько иначе, чем в реальности. Во-первых, это позволяет людям в виртуале быть более откровенными, открытыми, чем в реальности. Возникает эффект «разговора в поезде», когда незнакомым людям выворачивают душу наизнанку, потому что понимают, что при малейшем желании «возможности встретится после эксперимента не будет» и лишены опасения «потерять лицо», разоткровенничавшись со знакомым человеком. Следствием подобной откровенности становится атмосфера интимности, возникающая между собеседниками, которая, по мнению Джурард, способствует зарождению любви. О днако, на мой взгляд, понятие «отсутствие ответственности» не следует понимать как банальное «все равно жена (муж) не узнает», а виртуальные социумы уподоблять курортам, где, как известно, все мужики холостые, а все женщины незамужние. Все несколько сложнее. Как бы не стремился человек в Сети «быть самим собой», он ВСЕГДА не тождественен себе реальному. Ваш виртуальный двойник не похож на вас хотя бы потому, что он действует, да что «действует» - живет в мире, принципиально отличном от реального. И это осознанно или на бессознательном уровне понимается большинством «виртуалов». Отношения реального человека и его виртуального воплощения больше напоминают отношения между Творцом и его Творением. А Творение часто обретает известную самостоятельность и примеры неожиданно для автора выскочившей замуж Татьяны у А.С. Пушкина или надумавшего стреляться Вронского у Л.Н. Толстого скорее правило, чем исключение. Впрочем, философского осмысление отношений реальной и виртуальной личности еще ждет своего исследователя. Т аким образом, персонаж в определенной мере дистанцируется от автора. Реальный человек может быть женат и счастлив в браке, но к его виртуальному воплощению это применимо весьма условно. Поэтому, подобно тому, как «у королев не бывает ног», «виртуалы» не бывают несвободны. Между прочим, вопрос «Является ли виртуальный роман реальной изменой» стал в виртуальности весьма значимой морально-этической проблемой. И любое решение, как и механизмы поведения, являются сугубо индивидуальными. Кто-то заведомо отрицает всякую связь виртуала с реальностью, подводя под это идейную базу или просто считая, что в виртуальности все «понарошку». Другие же, следуя изречению «изменяя в мыслях, ты уже изменял» намеренно избегают самой возможности «виртуальных романов». Очень часто для этого используется намеренно негативная самопрезентация. К примеру, одна очень интересная «виртуалка» как-то призналась, что намеренно ведет себя эпатирующе, дабы «не «накосить» массу малолетних кавалеров». С реди факторов, способствующих распространению виртуальных романов можно упомянуть еще один, роднящий их с романами курортными. В обоих случаях человек полностью выключен из суеты реальной жизни. Войдя в чат, человек оставляет за экраном монитора большую часть своих социальных ролей. Это значит, что исчезает привычная детерминированность поступков, поведения. Человек делает не то, что должен, а то, что хочет, по сути, он свободен реализации своих желаний. И в полном соответствии с положениями фрейдизма, в первую очередь реализуются сексуальные желания. Тем более что социальная среда к подобным желаниям не только терпима, но и прямо их провоцирует. Я уже отмечал, что свобода нравов в Сети более чем либеральна и флирт в виртуальных социумах вездесущ и проявляется во всем, от тематики шуток до прямой специализированности виртуальных социумов на альковной тематике. Количество серверов знакомств, дискуссий о любви и всяческих «Интим-чатов» и «Романтических чатов» огромно.
К ак и следовало предполагать, чаще всего эти встречи и оказываются концом романа. И дело даже не в том, что ваш «прекрасный принц» может оказаться без белого коня потому, что от его вида лошади шарахаются. Как правило, о внешности друг друга участники встречи имеют хотя бы приблизительное представление - обмен отсканированными фотографиями происходит еще на этапе становления виртуального романа. Дело в том, что при личной встрече вы ВСЕГДА увидитесь с совершенно иным человеком, и касается не только виртуальных романов. Любое ваше знакомство в Сети в реальности придется едва ли не начинать заново. М ало того, что в Сети вы видите не человека, а его виртуальную ипостась, так и восприятие этой ипостаси сугубо индивидуально. Проще говоря, в Сети каждый строит свой образ собеседника, причем в силу недостатка средств самопрезентации этот образ редко соответствует реальности. Однако все вышесказанное не следует понимать банально и сетовать на неспособность всех «виртуалов» понять человека. Даже на неосознанном уровне подобное притягивается к подобному и часто уже после формирования устойчивых близких отношений обнаруживается, что в массе своей они возникают с людьми, близкими вам по возрасту, образованию, социальному положению и т.п. Сходство тезаурусов скрыть невозможно. «П очувствовать другую душу по проводам» действительно вполне возможно, однако при личной встрече вам придется иметь дело не с душой, а с ее носителем. А мысли и чувства - хотя и важная, но только одна из человеческих составляющих. А образ уже создан, образно говоря, плащ принца уже сшит, но на владельце он трещит по швам. Причем не факт, что отношения обязательно не сложатся, просто вы не сможете отделаться от впечатления, что в Сети вы общаетесь с одним человеком, а в реальности - с другим. К стати, не всегда человек в реальности оказывается хуже, возможны всякие варианты, иногда реальный человек может оказаться интереснее своего виртуального образа. Но, как правило, это относится к людям, отношения с которыми еще не имеют надлежащей длительности и глубины. Именно поэтому, если ваш интерес к человеку выходит за рамки виртуальности, опытные обитатели виртуальных социумов советуют не тянуть с переходом в реальность и делать это желательно еще на этапе, когда в отношениях только наметилась близость, дружеская или любовная и образ еще не сформировался и не устоялся. В таком случае реальная и виртуальная составляющая будут дополнять друг друга, и вы избежите раздвоенности восприятия.
Д ля значительной части людей (особенно для людей с физическими недостатками и т.п.) виртуальные отношения являются, едва ли не единственной возможностью действовать в социуме на равных с другими и иметь нормальный круг общения. Сложно умалить значение виртуальных контактов и для людей с разнообразными комплексами. Бесспорно, реализация комплексов в Сети привносит проблемы и неудобства для других «виртуалов», но реализация их в реальной жизни нанесла бы несравненно больший вред. О днако у каждой палки два конца и у рассматриваемого мной социального явления имеются и негативные последствия. Как и следовало предположить, эти последствия - оборотная сторона преимуществ виртуальности. В виртуальности наладить близкие отношения с человеком, безусловно, легче, чем в реальности. И для определенной части пользователей эта легкость делает виртуальность притягательней реальности - дружба и любовь в виртуальности требуют от человека несравненно меньших моральных и материальных затрат и ответственности, чем в реальной жизни. И хотя виртуальные отношения не дают многого, что могут дать реальные, тем не менее часть людей идет по пути наименьшего сопротивления и практически ограничиваются «виртуалом». Все это ведет к некоему компьютерному эскапизму и, безусловно, является одним из видов «интернет-зависимости», которая уже давно тревожит психологов, социологов и других представителей социальных наук.
3. Майерс Дэвид. Социальная психология. СПб., «Питер», 1997. 4. Нестеров В. Ю., Нестерова Е.И. Некоторые аспекты коммуникационных процессов в Сети с точки зрения культурологии // 5-я Международная научно-практическая конференция Информационные системы и технологии «Виртуальный мир Инфосферы: практическое использование человеком». Владивосток, 1998. 5. Садлер Уильям А., Джонсон Томас Б. . От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества. М., «Прогресс», 1989. 6. Kelly P. Human Identity Part 1: Who are you? / Netropolitan life/E-lecture from the univercity cource about the net. 1997. http://www-home.calumet.yorku.ca/pkelly/www/id1.htm 7. Reid. E. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities/ A thesis submitted in fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Cultural Studies Program. Department of English. University of Melbourne. January 1994. http://fun91.kivikko.hoas.fi/~donwulff/irc/cult-form.html |